Прямая речь 2014

Выступление Полномочного представителя Президента Российской Федерации

в Приволжском федеральном округе

БАБИЧА М.В.

7 ноября 2014 года, Пермь

Первый инженерно-промышленный форум в Перми

Сегодня проводится важное мероприятие не только для Пермского края, но и для всей страны. Необходимо создавать условия для того, чтобы приоритетом нашей образовательной политики стал его величество инженер. Это крайне важно в современной экономической ситуации.

В Приволжском федеральном округе сегодня сконцентрировано практически 25% экономического потенциала страны. Есть высокотехнологичные отрасли, такие как автомобилестроение, авиа- и судостроение, которые более чем на 60% локализованы на предприятиях округа. Эти предприятия за последние годы прошли большую программу модернизации, технологического обновления, и квалификация кадров, производящих высокотехнологическую продукцию, очень важна. При всем уважении к огромному количеству специальностей и профессий, которые получают студенты наших вузов, сегодня инженерное образование, подготовка работников технических специальностей, способных работать на самом передовом и сложном оборудовании, выходит на первый план.

Наш округ обладает огромным образовательным потенциалом: 446 вузов, 8 промышленно-исследовательских университетов, пять центров Академии наук – это всё мощнейший образовательный сегмент. Надо отдать должное проводимой государственной политике, представителям бизнеса за то, что на этой базе развивается подготовка инженеров нового поколения. Государственная политика в этой сфере очень сбалансирована, в последнее время значительные средства направлены на выделение повышенных стипендий студентам технических специальностей, выделяются гранты Президента и Правительства Российской Федерации на поддержку молодых ученых, на поддержку инновационных кластеров, которые развернуты на площадках наших вузов. Самое главное - сегодня происходит процесс целевого набора нашими крупнейшими компаниями студентов с первого курса до окончания вуза, и они гарантированно приходят на рабочие места, с которыми хорошо познакомились в процессе обучения. То есть практическая деятельность по целому ряду специальностей на наших крупнейших предприятиях составляет до 50% объемов подготовки. Для этого много делает и бизнес. Это и предопределяет успех наших компаний. Это не только помощь и подготовка инженеров, но и задел на будущее.

Наши западные партнеры, водя санкции, оказали нам неоценимую помощь. Сегодня, когда остро стоит задача импортозамещения, особенно по высокотехнологичным направлениям деятельности, необходимость подготовки высококвалифицированных инженеров становится еще более востребованной и актуальной, как никогда. В этой связи мы совместно с государственными органами власти и представителями бизнеса более целенаправленно будем проводить работу по подготовке инженеров высокой квалификации.

В рамках форума нам предстоит выработать предложения, которые позволят в ближайшей перспективе повысить актуальность инженерного образования и создать условия для того, чтобы молодежь приходила в вузы на технические специальности.

Не случайно форум проходит в Пермском крае. Мощнейший научно-технический, производственный и инженерный потенциал, который сосредоточен на предприятиях и в образовательных учреждениях края, сегодня является своего рода экспериментальной площадкой кластерного подхода по многим отраслям науки, техники и производственной деятельности. Сегодня успешные примеры этого в крае есть, за что спасибо команде губернатора. На последнем конкурсе из 25 инновационных проектов, признанных перспективными и приоритетными, 9 находятся в Приволжском федеральном округе и получили поддержку Правительства Российской Федерации. Проект «Новый «Звездный» из Пермского края подучил достаточно серьезный грант. Я надеюсь, проект станет хорошим агитатором для всех остальных, показывающим, что можно и нужно во взаимодействии с государственными органами власти и бизнесом создавать не только научно-технические, но и социальные условия для того, чтобы мотивировать и стимулировать наших будущих инженеров и молодых ученых.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации

в Приволжском федеральном округе

БАБИЧ Михаил Викторович



Доклад Министра энергетики РФ А.В. НОВАКА

на Пермском инженерно-промышленном форуме

«Человеческий капитал ТЭК в контексте энергетических документов России»


Добрый день, уважаемые участники форума!

Прежде всего, хочу выразить признательность организациям, которые вы представляете, за то, что развитию кадрового потенциала промышленности уделяется у вас большое внимание.

Актуальные задачи ТЭК

Для российской энергетики это вопрос не праздный. Ведь будущим сотрудникам отрасли предстоит решать сложные и интересные задачи – под стать той роли, которую российский ТЭК играет в мировой энергетике.

Я напомню, что сегодня мы производим около 10% мировых первичных энергоресурсов – это примерно 12% мировой добычи нефти и 20% добычи природного газа.

С одной стороны, это дает нам ряд преимуществ – позволяет балансировать бюджетные расходы, наращивать инвестиции, выходить на новые товарные рынки.

С другой стороны – накладывает на нас дополнительную ответственность. Причем не только перед зарубежными потребителями, но и, в первую очередь, перед нашей экономикой. Ведь сегодня ТЭК обеспечивает 52% доходов федерального бюджета, 39% инвестиций и 70% российского экспорта.

Согласно корректируемой сейчас Энергостратегии, роль ТЭКа в экономике будет меняться, но останется очень большой. ТЭК будет способствовать развитию инфраструктуры, формировать спрос на инновации и научные разработки, обеспечивать потребности растущей экономики в энергоресурсах.

Для решения этих задач ТЭКу придется справиться с целым рядом проблем. Некоторые из них проявились довольно давно и могут считаться системными для отрасли, а другие возникли недавно, в связи с введением санкций и падением мировых цен на энергоресурсы.

Среди системных проблем я бы выделил:

– снижение уровня добычи углеводородов в районах традиционного промысла. Вам, жителям Пермского края, эти процессы хорошо знакомы: объемы добычи нефти, например, вокруг Полазны, сегодня нельзя сравнить с объемами 1970-х гг.

- Кроме того, постоянно растут затраты на добычу энергоресурсов. В инфраструктурно-развитых районах компаниям для поддержания уровня добычи приходится выходить на сложные коллекторы, увеличивать эксплуатационное бурение, применять дорогостоящие методы ГРП и наклонно-направленного бурения. В новых районах – строить все виды инфраструктуры.

Кстати, слабое развитие инфраструктуры в восточных регионах страны – это еще одна наша системная проблема. Ведь именно на Востоке находятся самые перспективные потребители российских энергоресурсов – углеводородов, угля и электроэнергии. Важно помнить, что если во всем мире потребление энергоресурсов с начала века выросло на 50%, то в странах АТР оно увеличилось в 6 раз! Поэтому строительство нефте- и газопроводов, гидрогенерации и угольных станций, НПЗ и портов на востоке страны необходимо продолжить вне зависимости от текущей политической конъюнктуры.

- еще одна системная проблема – высокая зависимость нефтегазовой отрасли и электроэнергетики от импортных технологий, оборудования и комплектующих. Например, в энергетическом машиностроении отмечается высокая зависимость от комплектующих и компонентов для газотурбинных установок электростанций, коммутационного оборудования электрических подстанций 220 кВ и выше. В нефтедобыче высок процент импортных технологий и оборудования для ГРП, горизонтального бурения, шельфовой добычи. В области переработки нефти и газа - в производстве катализаторов для процессов вторичной переработки нефтяного сырья. Эта проблема особенно остро стоит в связи с введением секторальных санкций в отношении российского ТЭКа.

Есть и другие важные для ТЭКа проблемы, без решения которых нельзя сохранить высокую конкурентоспособность на мировых рынках. Это и необходимость всесторонней модернизации ТЭК для повышения энергоэффективности и снижения износа инфраструктуры, и необходимость восстановления инновационного цикла, и расширения линейки продукции с высокой добавленной стоимостью (светлые нефтепродукты, газомоторное топливо, продукция нефте- и газохимии).

Конечно, решением этих проблем мы очень серьезно занимаемся и отмечаем положительную динамику по наиболее критичным направлениям. Но решающий вклад в повышение конкурентоспособности российского ТЭКа предстоит сделать молодым специалистам, которые сегодня только готовятся прийти в отрасль.

Проблемы подготовки специалистов ТЭК

Естественно, многообразие задач, которые будущим специалистам придется решить, предъявляет повышенные требования к их подготовке. Но и здесь мы отмечаем наличие проблем:

- это несоответствие приобретаемых специалистами компетенций тому, что требуется современному энергетическому бизнесу;

- это разрушение преемственности и системы передачи знаний между поколениями на производстве;

- низкая эффективность управления человеческим капиталом в компаниях ТЭК.

Работа над новыми стандартами

В Энергетической Стратегии-2035 уделяется особое внимание развитию человеческого капитала ТЭК. В соответствии с ней, Россия через 20 лет должна:

- занять лидирующие позиции в энергетических технологиях и в производстве интеллектуального продукта в этой сфере;

- иметь лучших в мире специалистов, обеспечивающих инновационное развитие энергетики, эффективность которой определяется уровнем накопленного человеческого капитала.

Подготовка и воспитание мыслящих специалистов - одна из важнейших функций вузов при содействии их попечительских советов. Минэнерго России активно участвует в этой работе, направляя своих представителей в составы советов. В частности, я сам вхожу в советы при МЭИ и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

С целью синхронизации требований бизнеса к подготовке специалистов и учебных программ вузов, отраслевыми объединениями работодателей и образовательными учреждениями разрабатываются профессиональные стандарты. Всего в период 2014-2015 запланированы к разработке 87 профессиональных стандартов: в электроэнергетике – 49, в нефтегазовой отрасли – 33, в угольной – 5. Данный перечень не исчерпывающий и работа в этом направлении будет продолжена.

По итогам III квартала 2014 г. в Минтруд России представлено 14 профессиональных стандартов, по 43-ём ведется отраслевое согласование и остальные 32 находятся в стадии разработки. По оптимистичным прогнозам Минэнерго России к концу 2014 года 65% от количества запланированных к разработке профессиональных стандартов будут разработаны.

Воссоздание системы производственных практик

При Минэнерго России с 2011 г. функционирует Совет Министерства по вопросам кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса. По мнению Совета, эффективным инструментом повышения качества профессионального образования и освоения профессиональных компетенций должно стать развитие принципа дуального обучения. Оно предполагает совмещение практического обучения на предприятии и теоретического обучения в образовательной организации. Подготовка кадров под конкретное рабочее место совместно финансируется предприятиями, нуждающимися в квалифицированном персонале, и органами государственной власти, заинтересованными в развитии экономики в регионе. Успешным примером такого взаимодействия является совместная работа руководства республики Татарстан, компании Татнефть (в частности – Бугульминского механического завода ОАО «Татнефть») и «Бугульминского машиностроительного техникума».

Их совместная работа направлена на преобразование системы подготовки кадров в части построения непрерывного образования, совмещенного с освоением навыков практической работы. Это позволит формировать такую модель профессиональной подготовки кадров, которая должна помочь преодолеть отставание в структуре, объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований работодателей.

В качестве дополнительной меры поддержки профильных образовательных организаций высшего образования Минэнерго России направлен доклад в Правительство Российской Федерации. В докладе предлагается дополнить Перечень вузовских специальностей направлениями, соответствующими приоритетам модернизации и технологического развития российской экономики. В частности, предлагается создать укрупненную группу «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия». Это позволит преодолеть негативные последствия вывода углеводородной энергетики из числа приоритетов в развитии науки, техники и технологий, повысить престиж нефтегазового образования.

Министерством продолжается работа по исполнению поручения Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности о подготовке квалифицированных инженерных и рабочих кадров для ТЭК. В ходе его исполнения было проведено обсуждение предложения «Национального минерально-сырьевого университета «Горный» о введении новой специальности - «Нефтегазовые техника и технологии». Отраслевым сообществом предложение поддержано, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) «Нефтегазовые техника и технологии» разработан, внесен на рассмотрение в Минобрнауки России и проходит экспертизу в ведущих нефтегазовых компаниях.

Минэнерго России активно участвует в реализации плана комплексного стимулирования освоения шельфовых месторождений. Нами совместно с заинтересованными ФОИВами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательными организациями и ведущими компаниями нефтегазовой отрасли осуществляется выработка и реализация мер по обеспечению данного проекта трудовыми ресурсами.

Развивается совместная деятельность ведущих энергетических образовательных организаций и предприятий. При этом все в большей степени возрастает необходимость дальнейшего развития базовых кафедр, реализации части образовательной программы непосредственно на предприятиях.

Так, ОАО «РусГидро» в регионах своего присутствия имеет центры подготовки на базе образовательных организаций высшего профессионального образования – Саяно-Шушенского филиала Сибирского федерального университета и Волжского филиала МЭИ. Близость к действующим гидроэлектростанциям – Саяно-Шушенской и Волжской ГЭС – позволяет сделать прикладную подготовку студентов определяющей частью образовательного процесса.

Активно развивает деятельность компания «Роснефть» с вузами-партнерами. С 2007 года в МГИМО ведется подготовка магистров по программе «Экономические стратегии международных нефтегазовых компаний». Она предполагает двухгодичную стажировку магистрантов в подразделениях (до 60% выпускников кафедры трудоустраиваются в Компанию). В 2013 году на базе Дальневосточного федерального университета создана базовая кафедра химических и ресурсосберегающих технологий. Кафедра реализует НИОКРы по исследованию качества нефти Восточно-Сибирских и Западно-Сибирских месторождений. Для лучших студентов организуется производственная практика на Комсомольском НПЗ и в Ангарской нефтехимической компании. Компания оказывает деятельности кафедр финансовую поддержку.

С 2012 года успешно реализуется Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 – 2014 годы. В настоящее время Минобрнауки России подготовлены предложения по пролонгации этой программы до 2016 года. Примером активной интеграции энергетических предприятий и энергетических вузов является совместная работа в рамках грантов Минобрнауки России.

Начиная с 2012 года осуществляется поддержка образовательных организаций, разрабатывающих и реализующих образовательные программы для предприятий реального сектора экономики. В рамках программы «Кадры для регионов» на конкурсной основе получил поддержку Ухтинский государственной технический университет (один из опорных вузов ОАО «Газпром»). Амурский государственный университет при поддержке ОАО «РусГидро» получил грант на разработку образовательных программ «Электрические станции», «Электроэнергетические системы и сети», «Электроснабжение», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем». Это позволит университету создать образовательную инфраструктуру, ориентированную на подготовку кадров для Дальнего Востока под реальную производственную деятельность.

В последние 3-4 года в отраслях ТЭК развитию человеческого капитала и реализации социальной политики уделяется особое внимание. Практически ни одно из мероприятий Министерства не обходятся без круглых столов по обсуждению отраслевой кадровой тематики. Так, 20 ноября текущего года в рамках форума «Разведка, добыча, переработка – 2014» планируется провести V Всероссийскую кадровую конференцию ТЭК (Москва, ВДНХ, 75 павильон – МосЭкспо), на которой будут обсуждаться пути и способы реализации подраздела Энергостратегии России 2035 - «Развитие человеческого капитала в энергетике».

Уважаемые коллеги, Минэнерго России в тесном взаимодействии с отраслевым сообществом будет продолжать поддерживать начинания, способствующие повышению качественного уровня человеческого капитала топливно-энергетического комплекса нашей страны.

Благодарю за внимание!


Стенограмма выступления

губернатора Пермского края

В.Ф. БАСАРГИНА

на Пермском инженерно-промышленном форуме


Рад приветствовать вас на пермской земле!

Идею проведения инженерно-промышленного форума Пермский край выдвинул не случайно.

Прикамье – с полным правом можно назвать мини-моделью реального сектора российской экономики. С типичными достижениями и типичными проблемами.

Регион веками является военно-индустриальным ядром России и сегодня активно модернизируется. Уходит от старопромышленного статуса. Здесь реализуются крупные инвестиционные проекты «Пермской научно-производственной приборостроительной компании», ОАО «Протон-ПМ», «Пермского моторного завода», «ЛУКОЙЛа», «Уралкалия», «Уралхима» и других общей емкостью в сотни миллиардов рублей.

Активно идет формирование кластеров перспективных тематик. Без федеральной поддержки реализуются проекты кластеров информационных технологий, порохов и специальной химии, Технополис Новый Звездный – сейчас будет федеральная помощь, Фотоника, который станет крупнейшим в России производителем оптоволоконного кабеля. Его новые мощности мы откроем как раз сегодня.

Перспективы этой работы выстраиваются с оглядкой на современные исследования, свидетельствующие, что наиболее востребованными в ближайшем будущем станут продукты производства предприятий авиационно-космического профиля, химии, энергетики (как традиционной, так и альтернативной), биотехнологии, информационных технологий, а на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством.

Однако, именно нам региону, где доля промышленности в валовом региональном продукте составляет 55%, может быть четче, чем другим видно, что роль нашего инженерного корпуса с годами все меньше соответствует смыслу самого слова «инженер», означающего человека, способного к созданию нового, к изобретательности.

Именно эта творческая сторона, стремление к созданию и внедрению в производство новаций на протяжении всей истории России делало нашу страну одним из локомотивов цивилизации.

Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Кулибин, особо ценимый в Пермском крае Александр Степанович Попов, безвестные мастера на заводах Строгановых – все эти люди, в первую очередь, были инженерами.

С развитием машинного общества роль инженеров последовательно росла и осталась исключительно важной и в обществе, где главным ресурсом становится знание.

Вместе с тем, масштабные преобразования, что претерпела российская экономика за последние десятилетия, выдвинули на первый план специалистов с экономическим и гуманитарным образованием. Если при советской системе среди управленцев предприятием преобладали выходцы из технической среды, то сегодня это менеджеры в чистом виде. Научно-технические специалисты сегодня в резерве управленческих процессов.

В итоге, мы получили ряд безусловных проблем:

Первое. Острую нехватку профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Так, уже в ближайшие годы промышленность только Пермского края будет ощущать нехватку более 1000 инженеров ежегодно;

Второе. Падение технологической культуры и дисциплины.

Третье. Инертность мышления тех специалистов, что приспособились к существующей системе управления, утратили стремление к поиску новых идей и разучились разумно рисковать;

Четвертое. Снижение влияния технической интеллигенции на общественные процессы;

И главное - отставание уровня научно-технического производства в сферах, которые государство не имело возможности поддержать или куда не пришел ответственный бизнес.

Анализ мировой практики показывает, что инновационная способность нации связана не только с наукой, но и с состоянием инженерной системы. Очевидно, что будущее за инженерными специальностями, связанными с разработкой и производством продуктов шестого технологического уклада, который предполагает формирование особой рыночной ниши продуктов «новой экономики».

Не случайно, выступая на Съезде Российского союза ректоров, Владимир Владимирович Путин поставил задачу «максимального сближения образования с производством, с практикой, с реальной жизнью», особо выделив подготовку специалистов, прежде всего, инженерно-технического профиля.

Чтобы выдержать мировую конкуренцию необходимо создание класса специалистов, генерирующих идеи продуктов новой экономики и ускоряющих внедрение их результатов в производство, способных работать в ключе самой современной системы управления предприятием.

И одновременно нужно формирование среды, в которой им предстоит работать. Ведь когда мы говорим о поставленной Президентом задаче создания высокопроизводительных рабочих мест – это не только места для рабочих, но и в том числе, места инженеров, конструкторов, проектировщиков, и так далее.

Понимая это, Пермский край создал региональную систему «стратегического прогноза», в Программе социально-экономического развития региона были предусмотрены меры по диверсификации экономики, поддержке внутрирегиональной кооперации и приоритетной подготовке специалистов инженерных и, как мы говорим, «профильных» специальностей, взамен обеспечивающих «рыночные механизмы» - экономистов, юристов, менеджеров.

Сегодня мы точно знаем, что в период с 2014 по 2020 годы предприятиям Пермского края понадобятся – я называю абсолютно точную цифру – 7785 инженеров новой формации. Из них: 2120 инженеров – для машиностроительного комплекса, 2150 инженеров – для химического комплекса, 1170 – для нефтехимического, и так далее.

Чтобы наладить их подготовку край стал одним из лидеров по числу новаций в системе образования.

Это широкое внедрение уникальных и инновационных школ, призванных стать примером и повести за собой другие средние общеобразовательные учреждения. Инженерно-техническая школа, школа Дизайна, Техно-школа, Ай-Ти-школа – вот далеко не все на сегодня примеры.

Буквально за год была сформирована модель с элементами дуального образования, готовящая востребованных реальным сектором специалистов. За 2013-14 годы в профессиональных учебных заведениях было оборудовано 163 лаборатории и 37 мастерских. Регион перешел к формированию государственного заказа и задания на подготовку нужных промышленности кадров. В 2012 году, заказ на подготовку кадров сделали 22 предприятия, в 2013-ом - 206, в этом году - уже 814!

Сегодня передача производственных навыков и «заточка» кадров под нужды предприятий обеспечивается инженерами и мастерами производств, практика проходит на самом современном оборудовании, на котором и предстоит работать в дальнейшем. В ходе осмотра выставки вы могли видеть примеры ярких инициатив бизнеса по подготовке необходимых кадров.

В крае создана система многофункциональных центров прикладных квалификаций. Сегодня открывается шестой из них - учебно-тренировочный полигон компании «ЛУКОЙЛ» на базе краевого политехнического колледжа в городе Чернушка – центре нашей нефтедобычи.

Пермские вузы получили важные преимущества благодаря победам в конкурсах в рамках 218-го и 220-го постановлений Правительства России, в ходе которых создаются новые технологии и формируются новые кадры. Система губернаторских стипендий с особыми условиями для поступающих на инженерные специальности увеличила долю абитуриентов с высокими баллами, выбравших профессию инженера на 22% по сравнению с 2010 годом.

Поддержка молодых ученых, ведущих исследования по техническим направлениям, программа «Умник» по продвижению инженерных проектов и работа международных исследовательских групп, 90% исследований которых ориентированы на использование в промышленности, уже позволили ввести в производство ряд продуктов, не имеющих мировых аналогов.

Принципиально новой формацией обещает стать создаваемый кластер подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса, объединяющий суворовское училище, техникумы, военные вузы и кафедры национальных исследовательских университетов, создаваемые на предприятиях. Он обеспечит максимальное сближение образования с производственными задачами и сформирует среду для научной и инновационной деятельности.

Все это необходимо, чтобы удержать свои технологические позиции. Сегодня в Пермском крае одни из самых высоких в стране темпы развития обрабатывающих промышленных производств. В текущем году физический объем производства в этом секторе вырос более, чем на 12%, что свидетельствует о верности избранных ориентиров. Однако, в мире глобальной конкуренции, удержать такую динамику без поиска новых форм организации инженерной деятельности, наверно, будет сложно.

Понимая, что от качества проработки и эффективности дальнейших шагов зависят такие важные для страны вещи как: скорость диверсификации экономики и концентрация творческого потенциала научно-технической интеллигенции в перспективных зонах мы не могли ограничиться только взглядом чиновника на существующие проблемы и обратились к профессиональному и экспертному сообществу с предложением об участии в инженерно-промышленном форуме.

Убежден, что столь представительный состав участников Форума подскажет – как нам вместе:

- создать единую систему качественного инженерного образования, адаптированную к требованиям современного момента, ведь нужно знать не только – как учить будущих инженеров, но и подготовить учителей, для того, чтобы обучать эти инженерные кадры;

- более полно вовлечь научно-техническую интеллигенцию в модернизацию экономики, задействовать ее потенциал;

- включить технических специалистов в управленческие процессы.

Сегодня у нас есть реальный шанс - сформулировать для регионов и всей страны в целом техническое задание по подготовке инженеров будущего и понять их роль в жизни России.

Алгоритм шагов в целом ясен. Есть технологический прогноз развития страны до 2030 года. Он позволяет произвести оценку спроса на инженерно-технических работников и подготовить к удовлетворению этого спроса систему образования – создать систему адаптации молодых кадров к работе в реальных условиях – и увязать карьерный рост и уровень оплаты труда специалиста с его креативностью и способностью внедрения перспективных разработок – и поднять в итоге статус звания «инженер»!

У Форума есть возможность сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию «Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров», подпрограммы «Развитие профессионального образования» федеральной госпрограммы «Развитие образования» и других документов, определяющих работу по подготовке инженерных кадров. Наш Форум мог бы выступить с инициативами к расширению числа и объемов финансирования конкретных мероприятий, организации системы стажировок инженеров в ведущих вузах мира и на ведущих предприятиях.

Кроме того, очень важно предпринять шаги по повышению статуса инженеров по всей линейке: от выпускников вузов, до людей, внесших профессиональный вклад в развитие страны.

Возможно, нам стоит задействовать опыт хорошо зарекомендовавшего себя в ряде стран института «профессиональных инженеров». Обладатель такого статуса имеет лицензию правительственных органов на оказание профессиональных инженерных услуг. Ее может получить только инженер, имеющий дело с разработкой и внедрением передовых технологий и использующий в своей работе инновации и творческий подход.

Помимо этого, предлагаю Форуму поддержать инициативу в развитие проводимого ассоциацией инженеров–проектировщиков России, конкурса на звание «Инженер года» - организовать всероссийский конкурс «Инженер России», подкрепленный соответствующим набором стимулов, который смог бы сделать это звание престижным и почетным.

Такие шаги станут возвращением к высокому статусу и уважению в обществе, которым обладал инженер в дореволюционной России.

Уважаемые коллеги! Как и представители других регионов, я очень рассчитываю на практические рекомендации Форума. Пермский край готов стать пилотной площадкой для их адаптации.

Нам по силам стать экспериментальным полигоном по созданию образовательной модели научно-технических специалистов высокого качества, чтобы прекратить размывание технологической элиты низкоквалифицированными работниками, не заинтересованными в достижении стратегических целей.

Мы открыты к сотрудничеству и по всем другим направлениям.

Одним словом, Пермский край готов в любом качестве участвовать в деле создания обновленного инженерного сообщества, понимая, что оно может стать надежным резервом для осуществления прогрессивных преобразований в промышленном комплексе страны и ее экономики в целом.

На мой взгляд, именно этого сегодня требует развитие российских регионов и международное положение России.

Спасибо всем за участие, за то, что вы откликнулись на наше приглашение участвовать в инженерно-промышленном форуме – первом Пермском.

Успехов в работе!
Поделиться:

Организаторы

Инфраструктура поддержки